Религия

Ректор РПУ: готовим православных светских специалистов

О том, что изменилось за последнее время в Православном институте святого Иоанна Богослова, с какими проблемами пришлось столкнуться коллективу и каким вуз стал сегодня, РИА Новости рассказал его ректор игумен Петр (Еремеев).
Читать на сайте Ria.ru

Пять лет назад по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла и согласно решению попечительского совета игумен Петр (Еремеев) был назначен ректором Православного института святого Иоанна Богослова. О том, что изменилось в этом высшем учебном заведение за последнее время, с какими проблемами пришлось столкнуться коллективу и каким вуз стал сегодня, РИА Новости рассказал сам ректор. Беседовала Милена Фаустова.

- Отец Петр, как и почему именно вы были назначены на должность ректора Православного института святого Иоанна Богослова?

— До назначения ректором института я пять лет служил на Дальнем Востоке, где моей задачей было под руководством правящего архиерея архиепископа Марка обеспечить строительство комплекса зданий духовной семинарии Хабаровска, а также провести процедуру лицензирования, в том числе впервые в стране и по государственным-образовательным стандартам. Эту миссию мы успешно выполнили, и по завершении командировки я поступил в распоряжение учебного комитета Русской православной церкви. Тогда я думал, что моя дальнейшая деятельность будет проходить в Московской духовной Академии или учебном комитете. Однако неожиданно я получил указ патриарха Московского и всея Руси Кирилла об определении на должность ректора Православного института святого Иоанна Богослова.

21 мая 2010 года я был приглашен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископом Зарайским Меркурием в здание гуманитарного корпуса института на Чернышевского, где познакомился с преподавателями и студентами института. Тогда же мне были вручены все необходимые документы и я приступил к своим новым обязанностям.

Несмотря на то, что специфика моей работы до этого назначения хотя и косвенным образом, но имела соприкосновения с системой светского высшего образования, все-таки преимущественно это было обеспечение учебного и воспитательного процесса, основанного на стандартах церковного образования. Здесь же речь шла о всецело светском образовании.

Поэтому первое знакомство с объемом предстоящей работы показало мне необходимость повышать собственную квалификацию. Более того, мое назначение в институт совпадало с длительным периодом неопределенности в развитии вуза. Поэтому я решил попросить помощи и поддержки у ряда учебных заведений, с которыми я тесно общался, будучи проректором Московской духовной академии и особенно в период лицензирования образовательных программ новообразованной Хабаровской семинарии. Сегодня я связываю те успешные действия по выводу института из кризиса именно с помощью моих замечательных коллег и друзей из Московского государственного университета и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, экспертов министерства образования и того коллектива, который сложился в самые трудные первый и второй годы работы в вузе.

- Вы упомянули проблемы, с которыми столкнулись после вступления в должность ректора. Что это были за проблемы и как вы их сумели преодолеть?

— В первые же дни мы привлекли экспертов для оценки текущего состояния и перспектив института. Итог аудита был более чем неутешительным. Институт имел многомиллионные долги. Серьезные проблемы были и с соответствием зданий вуза нормам пожарной безопасности и СЭС. Из-за финансовых проблем руководящий аппарат и преподавательский состав сильно поредел и, как следствие, по специальностям в масштабе вуза фактически отсутствовала предусмотренная нормативами учебно-методическая документация. Для тех, кто в теме, понятно, что одного из перечисленных пунктов было достаточно, чтобы при проверке со стороны надзорных органов приостановить деятельность учебного заведения. А вот теперь представьте, что на этом сложном фоне институт еще и не продлил вовремя лицензию на образовательную деятельность и по факту прекратил свою работу. Это казалось мне тогда абсолютно безвыходной ситуацией. Эксперты предложили по их мнению единственно разумный вариант – закрыть институт. Потому что получить в этих условиях лицензию так, чтобы успеть выпустить пятый курс и объявить о наборе на новый учебный год, не представлялось возможным.

Эксперты считали, что в таком состоянии институт было проще присоединить к другому учебному заведению для того, чтобы преподаватели и студенты не потеряли перспективы работы и обучения.

Но такой вариант я не готов был рассматривать всерьез. Ведь задача была обеспечить развитие института. Поэтому мы выработали план действия на ближайшие три месяца, полгода и год.

В первую очередь нам было необходимо получить лицензию для возобновления образовательной деятельности института и провести необходимые мероприятия по обеспечению выпуска. Сразу же необходимо было провести абитуриентскую кампанию и успеть подготовить начало нового учебного года. Это потребовало серьезных кадровых решений, поиска внешних источников финансирования и недосыпа у всех членов антикризисной команды.

В программу на полгода входило осуществление перехода на новую образовательную платформу в соответствии с существующей нормативной базой по обеспечению системы бакалавриат-магистратура-аспирантура. А это значит, нам нужно было уже до декабря по всем имеющимся специальностям подготовить колоссальный объем документации, и все с нуля, ведь институт все еще работал со "специалитетом". Не сделать это, означало сорвать набор на следующий 2011/12 учебный год, когда набор на "специалитет" в России был уже отменен. Надо сказать, что в материальном плане нас поддержала Русская православная церковь. После моего подробного доклада патриарх Кирилл покрыл значительную часть долга вуза по зарплате, отчислениям и коммунальным платежам, а оставшуюся сумму мы оплатили за счет поддержки благотворителей, выйдя постепенно на хозрасчет факультетов. Это уже входило в программу антикризисных мер на год, правда, эта часть работы растянулась почти на три года, но и это весьма продуктивный и успешный темп.

- Известно, что сегодня в Православном институте имени Иоанна Богослова функционирует шесть факультетов: религиоведения, психологии, экономики и права, культуры, историко-филологический, факультет "Международная высшая школа социальной работы", на которых ведется обучение по девяти укрупненным группам направлений подготовки: психологические науки, экономика и управление, социология и социальная работа, юриспруденция, языкознание и литературоведение, история и археология, философия, этика и религиоведение, теология, изобразительные и прикладные виды искусства. Однако сегодня наряду с институтом часто упоминают и Российский православный университет. Что это за учебное заведение?

— Православный институт святого Иоанна Богослова изначально в 1992-1993 годах был основан как Российский православный университет имени Иоанна Богослова. Однако позже, вследствие реформы российского образования, его переименовали в институт. Когда я вступил в должность, он именовался просто "Православный институт Иоанна Богослова", без "российский". Название института менялось вместе с изменением нормативно-правовой базы. В ближайшее время вуз получит окончательное наименование и географическое уточнение и будет называться Московский православный институт святого Иоанна Богослова. Московский – это месторасположение, православный — мировоззренческая концепция, которая лежит в основе образовательного процесса, институт – это наименование вуза, исходя из аккредитационных показателей, и посвящение святому Иоанну Богослову связано с изначальным выбором небесного покровителя учебного заведения. Иоанн Богослов — апостол любви, который с юности до самой старости был свидетелем Славы Божией, был избран покровителем вуза, конечно, не случайно.

Что касается православного университета — РПУ. В светском Православном институте святого Иоанна Богослова по закону мы не имели права вести подготовку церковнослужителей: миссионеров, социальных работников, катехизаторов, специалистов по работе с молодежью. Данное обстоятельство и определило необходимость создания такого религиозного образовательного учреждения, которое бы, используя накопленный большой потенциал Православного института, позволило готовить специалистов для церковного служения.

Более того, рассматривая саму возможность учреждения Российского православного университета именно как религиозного образовательного учреждения, мы также имели в виду сложившуюся связь между рядом учебных заведений в разных регионах нашей страны, с которыми мы взаимодействуем. Это сотрудничество и взаимопомощь готовы перерасти в новую организационную форму взаимодействия учебных заведений с православной компонентой в образовании.

Существование религиозного и светского высших учебных заведений в ближайшей перспективе позволит выдавать нашим выпускникам два диплома. Один — диплом государственного образца по светской специальности — магистра или бакалавра. А второй – церковный — в зависимости от выбранной специализации церковного служения для тех из выпускников, кто желает трудиться в церковной ограде. Хотя неизменно основной направленностью института остается подготовка специалистов для светского профиля деятельности. Но вместе с тем считаем своей обязанностью дать возможность студентам не просто познакомиться с православием, но и способствовать тому, чтобы ребята получили личный опыт духовной жизни. Для этого у нас есть все необходимое: и замечательные квалифицированные преподаватели в священном сане, и отличные педагоги миряне, свидетельствующие о Христе своей жизнью.

- Несмотря на то, что за последние пять лет вуз претерпел значительные изменения, как вам удалось сохранить почти неизменной студенческую атмосферу и активность учащихся? Ведь с 90-х годов студенты и выпускники участвуют почти во всех делах и Русской православной церкви, будь это конференции, крестные ходы, другие церковные акции, а также в светских городских мероприятиях?

— Вскоре после вступления в должность я познакомился со студенческим составом института и некоторыми его выпускниками, пригласив их к сотрудничеству. Постепенно у нас сложилось весьма устойчивая преемственная жизнь в студенческом коллективе, заработал студенческий совет. Все должности в студсовете выборные, приоритет отдается студентам младших курсов, чтобы их старшие товарищи имели возможность готовиться к выпускным экзаменам и диплому. Правда, иногда мне приходится напоминать и студентам младших курсов о том, что их внеучебная деятельность не должна мешать учебе.

В итоге все получилось весьма органично: студенты, преподаватели и администрация постоянно взаимодействуют и сотрудничают. Видимо, эта личная свобода и совместная работа и позволяет нашим учащимся быть активными, выигрывать городские и региональные конкурсы, участвовать почти во всех фестивалях, которые проводятся в Москве, и взаимодействовать с московским студенческим центром. Летом наши ребята проходят различные профессиональные практики. Благодаря такой школе жизни, наши студенты, как правило, к окончанию вуза зачастую уже имеют хорошие варианты трудоустройства.

- А каким вы видите будущее вашего вуза? Каким бы вы хотели видеть его через, скажем, пять лет?

— Я реалист, хотя и не без мечтательности. Понятно, что в условиях жёсткой конкуренции между учебными заведениями нам необходимо обеспечить все условия для привлекательности Православного института святого Иоанна Богослова. И в этом смысле необходимо постоянно обновлять материально-техническую базу. Мы со всей ответственностью должны подходить к выполнению образовательных норм, разрабатывать новые проекты и программы для каждого факультета, привлекать к образовательной работе в институте тех специалистов, которые не только соответствуют заявленному нами мировоззрению, но будут интересны нашей учащейся молодежи и абитуриентам. К концу этой пятилетки мы вышли на хороший уровень факультетской работы. Именно широкая автономия факультетов позволила решить большинство постоянных задач и обеспечить вместе с тем устойчивое развитие вуза.

Следующие пять лет, на мой взгляд, должны стать временем закрепления результатов и поиска новых решений в повышении нашей конкурентоспособности. Что касается развития Российского православного университета, здесь нам нужно завершить процесс лицензирования, оформления структуры, обеспечить развитие взаимосвязи с региональными учебными заведениями.

Обсудить
Рекомендуем