Таксистам и лихачам придется заплатить. Как могут измениться правила техосмотра в России | 360°

09 ноября 2018, 16:11

Таксистам и лихачам придется заплатить. Как могут измениться правила техосмотра в России

Читать 360 в

В России могут вновь изменить правила проверки транспортных средств. В этот раз участники рынка предлагают создать индивидуальную систему техосмотра машин. Она будет составляться на основе характеристик автомобиля и его «транспортной» истории: пробеге, авариях и нарушениях ПДД. Сократят ли число ДТП новые правила осмотра, разбирался «360».

В стране разрабатывается новая процедура анализа состояния транспортных средств, сообщил директор департамента научно-технической деятельности «Электронный паспорт» Борис Ионов. Об этом он рассказал на заседании Торгово-промышленной палаты, сообщает «Коммерсант».

Реклама

По данным издания, новая форма осмотра будет базироваться на «индивидуальной программе» для каждого автомобиля зависимости от его характеристики. К примеру, среднестатистическому водителю достаточно будет приходить в автосервис раз в год. Такси с ежегодным пробегом более 200-300 тысяч километров нужно будет проходить ТО раз в три месяца после начала эксплуатации.

Также в ходе заседания Борис Ионов пояснил, что частота прохождения техосмотра будет зависеть от истории каждого транспортного средства. Так, для автомобилей с «хорошей историей» ТО будет проводиться реже и обходиться дешевле, а с «плохой» — чаще, более тщательно и на порядок дороже. Причем для злостных нарушителей предусмотрен наиболее жесткий вариант: введение ограничений на эксплуатацию автомобиля, вплоть до полного запрета водить машину.

По задумке авторов инициативы такой подход будет возможен при повсеместном оформлении водителями электронных паспортом транспортных средств (ЭПТС). Дело в том, что база «виртуальных» ПТС в отличие от бумажных аналогов способна накапливать данные, формирующие историю автомобиля. Уже сейчас часть автолюбителей отказывается от бумажных документов и оформляет вместо них электронный ПТС. Более того, с ноября следующего года в России прекратится выдача традиционных бумажных паспортов при выпуске машин в обращение.

Карта из автосервиса

Опрошенные «360» автоэксперты сомневаются в целесообразности введения новых правил. По мнению партнера аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, в ближайшее время электронных баз не появится, поэтому вводить индивидуальную шкалу осмотра пока бессмысленно.

Сейчас техосмотр расценивается большинством водителей как наказание, на которое необходимо тратить время и деньги. Новые правила вряд ли кардинально изменят ситуацию, и россияне продолжат покупать ТО вместо того, чтобы проходить его. Чтобы переломить ситуацию, необходимо по аналогии с европейским опытом привязать прохождение техосмотра к процедуре техобслуживания

Сейчас получить диагностическую карту ТО автолюбитель может в пунктах техосмотра, которых в России насчитывается свыше четырех тысяч, а также у 4,6 тысячи специализированных операторов. Впрочем, число официальных мест осмотра машин с каждым годом значительно сокращается. По данным Российского союза автостраховщиков (занимается аккредитацией операторов техосмотра), в первом полугодии 2018 года число операторов, лишенных лицензии, возросло примерно на треть. Большинство из их занималось выдачей фиктивных карт техосмотра.

Чтобы избежать подделывания, власти предлагали обязать водителей записывать прохождение ТО на камеру и предоставлять материалы вместе с документами на прохождение техосмотра. Кроме того, в январе текущего года Минэкономразвития советовало ужесточить наказание за фиктивный техосмотр как для операторов, так и для автовладельцев. Водителей, которые управляют не прошедшими технический осмотр автомобилями, предлагали штрафовать на 800 рублей. Для оператора, который разрешил выехать на дорогу водителю не прошедшей техосмотр машины, хотели ввести штраф до 10 тысяч рублей.

Каникулы для «новичков»

В соответствии с законом «О техосмотре» сейчас периодичность его прохождения зависит только от возраста авто. К примеру, новые легковые автомобили, мотоциклы и грузовики массой до 3,5 тонны в течение трех лет вообще освобождены от прохождения этой процедуры. Как только транспортному средству этой категории исполняется три года, ему надлежит проходить ТО каждые 24 месяца.

Ежегодная проверка установлена для транспортных средств старше семи лет. Сюда входят легковые автомобили, грузовики с разрешенной массой до 3,5 тонны, прицепы и полуприцепы, за исключением тех, которые имеют разрешенную массу до 3,5 тонны и принадлежат физическим лицам, а также мототехники. Вне зависимости от возраста каждые 12 месяцев проверяются грузовики с разрешенной массой более 3,5 тонны, автомобили со спецсигналами и транспортные средства, предназначенные для обучения.

Чаще всего — каждые шесть месяцев — должны проходить техосмотр легковые такси, автобусы или другие транспортные средства, предназначенные для перевозки более восьми пассажиров или для транспортировки опасных грузов.

Как отметил в разговоре с «360» автоэксперт Юрий Антипов, в первую очередь нужно увеличить частоту осмотра для коммерческих авто, а для простых водителей, наоборот, растянуть срок. «Есть смысл чаще проверять коммерческий транспорт, поскольку тот ежедневно перевозит множество пассажиров. При этом рядовых автолюбителей нужно обязать проходить ТО не чаще чем один раз в два года вне зависимости от „свежести“ машины. Так автолюбители меньше станут покупать липовые свидетельства и безопасность на дорогах улучшится», — резюмирует Антипов.

Реклама

Реклама