Сигнал тревоги

Продуманная система оповещений повышает шансы людей на спасение в чрезвычайной ситуации. Google Кризисный центр использует искусственный интеллект, чтобы помочь.

За две недели до того, как сентябрьский ураган "Флоренс" достиг побережья Северной Каролины, он ещё только формировался в Атлантическом океане. Этот ураган двигался на редкость медленно и предвещал рекордное количество осадков на территориях, наиболее подверженных затоплению. Благодаря непредвиденной задержке урагана у людей было больше времени, чтобы подготовиться к его прибытию.

При всей сложности этого природного явления специалисты уверенно спрогнозировали маршрут движения урагана на несколько дней вперед.

Сара Джеймисон, старший гидролог Национальной метеорологической службы

Людей удалось своевременно предупредить, началась эвакуация, сведения о надвигающемся стихийном бедствии распространялись самыми разными способами. Тем не менее не все жители покинули территорию, над которой должен был пронестись ураган.

Фотография Мора Шлезингера

Мор Шлезингер, менеджер по разработке программного обеспечения для Кризисного центра

Во время бедствий, подобных урагану "Флоренс", люди часто пытаются найти ответы на неотложные вопросы в Google Поиске. "Наша задача – упорядочить всю имеющуюся в мире информацию и обеспечить к ней быстрый и удобный доступ, – говорит Мор Шлезингер, менеджер Google по разработке программного обеспечения. – Больше всего она нужна людям именно в чрезвычайных ситуациях".

В 2010 г. вспыхнул пожар на горе Кармель в Израиле. Разработчики Google видели пожар из окна своего офиса, но не могли найти о нем в Интернете никаких сведений. Они решили исправить такое положение вещей и принялись за работу. Всего за несколько часов небольшая команда специалистов при содействии местных властей получила информацию о пожаре и сделала ее доступной в Google Поиске.

Этот опыт создания оповещения об опасности доказал, что систематизировать данные, связанные с чрезвычайными ситуациями, действительно необходимо.

Во время стихийных бедствий люди спешно ищут информацию, которая поможет им спастись, – рассказывает Йоси, – и мы имеем возможность предоставлять им нужные сведения в трудную минуту.

Йоси Матиас, вице-президент Google по разработке, руководитель исследовательского центра Google в Израиле

Телефон с функцией "Поиск пропавших людей", на экране которого показана информация о пострадавших от землетрясения в Японии

Поиск пропавших людей

Поиск пропавших людей позволяет распространять информацию о пропавших без вести, в том числе об их местонахождении и состоянии после бедствия. Впервые эта функция была задействована в январе 2010 г. после землетрясения на Гаити.
Телефон с функцией оповещений SOS, на экране которого показана информация о лесных пожарах

Оповещение SOS

Оповещения SOS совмещают в себе данные из Google Карт, Поиска и с партнерских ресурсов. Эти оповещения полезны во время и после разнообразных чрезвычайных ситуаций, в том числе таких стихийных бедствий, как ураганы, наводнения и землетрясения.
Телефон с функцией "Оповещение населения", на экране которого показана информация о снежной буре

Оповещение населения

Сервис "Оповещение населения" – это интернет-платформа, предназначенная для предупреждения жителей о чрезвычайных ситуациях. Соответствующие данные собираются и публикуются на Google Картах, в Поиске и на других ресурсах. Сейчас сервис "Оповещение населения" помогает жителям 12 стран, но Кризисный центр планирует расширить этот список.
Оказавшимся в зоне бедствия может стать легче, если они поймут, что же именно происходит вокруг них. Больше всего людей пугает неизвестность.

Мор Шлезингер, менеджер по разработке программного обеспечения для Кризисного центра

Google Кризисный центр в разных формах существует вот уже более 10 лет. Теперь это специализированная команда Google, насчитывающая более 100 сотрудников в десятках офисов по всему миру. С момента внедрения оповещений SOS осенью 2017 г. инструменты, разработанные Кризисным центром, использовались в ходе более чем 200 чрезвычайных ситуаций, а соответствующая информация была просмотрена более полутора миллиардов раз. Эти цифры наглядно демонстрируют стремление наших специалистов помогать людям. "Стараясь решить такого рода проблемы, мы воплощаем на практике принцип цепочки добрых дел, – говорит Шлезингер, который присоединился к команде, чтобы возглавить разработку. – Это полезная инициатива, поэтому мы охотно работаем над ее воплощением".

По словам Сары Джеймисон, бывает крайне сложно что-либо предсказать во время чрезвычайных ситуаций на территории США. В особенности это касается ураганов, таких как "Флоренс", который переполнил водой множество рек, впадающих в океан вдоль побережья Северной и Южной Каролины.

В подобных случаях команда Кризисного центра может разместить важные данные в картографических сервисах – на специальных слоях отмечаются направление движения урагана, пути эвакуации в пределах одного штата или с пересечением границ, места расположения убежищ и оповещения об опасности. Сотрудничество с властями штатов и более мелких административных единиц позволяет наносить на карты сведения о закрытии дорог и мостов на границах штатов. Как можно скорее передать людям точную информацию – задача первостепенной важности во время бедствия.

Хотя в настоящее время сеть пунктов метеонаблюдения предоставляет своевременную и точную информацию, которая распространяется самыми различными способами, даже в часто затопляемых районах США жители не всегда готовы эвакуироваться. Некоторые семьи не могут позволить себе временно пожить в другом месте, другие – купить достаточно бензина, чтобы выехать из опасной зоны, а у кого-то просто-напросто нет машины. Причины отказа от эвакуации могут быть не только экономическими: некоторые жители опасаются, что СМИ преувеличивают опасность в погоне за сенсациями, и поэтому во многих случаях не верят предупреждениям.

В то время как в США при возникновении чрезвычайной ситуации можно найти полезную информацию на таких ресурсах, как Карта ЧС, в других регионах мира приходится сталкиваться с целым рядом разнообразных проблем, которые становятся все серьезнее. Согласно данным, собранным Центральной комиссией по водным ресурсам Индии с 1953 по 2017 г., на эту страну приходится 20 % всех смертей, связанных с наводнениями. Развитие инфраструктуры, позволяющей прогнозировать наводнения и предупреждать о них жителей, могло бы существенно улучшить ситуацию.

Ранее в этом году сотрудники Кризисного центра совместно со специалистами исследовательского центра Google в Израиле запустили пилотную программу в бассейне реки Ганг на территории Индии. Рельеф этой густонаселенной территории обуславливает частые и сильные сезонные наводнения в период дождей. В результате очень сложно вовремя оповещать жителей о возможной опасности подъема воды.
Специалисты из Израиля вместе с командой Overhead Imagery применяют технологии искусственного интеллекта, чтобы с помощью спутниковых снимков формировать карты высот для рек в Индии, позволяющие более точно прогнозировать наводнения. На основе этих данных сотрудники Google методом моделирования выявляют территории, где риск затопления высок, затем сопоставляют полученные результаты с общедоступными сведениями от правительства Индии об уровне воды в реках и оповещают население в результатах Google Поиска и с помощью уведомлений на мобильных телефонах.
Люди впервые получили возможность увидеть на картах в Интернете, с какой вероятностью их дом попадет в зону затопления.

Мор Шлезингер, менеджер по разработке программного обеспечения для Кризисного центра

Оповещения SOS и сервис "Оповещение населения" позволяют узнать о том, каков уровень воды, почему определенный уровень можно считать опасным с учетом прошлых событий, через какой отрезок времени опасность минует, что рекомендуется предпринять и где найти дополнительные сведения.

Это всеобъемлющий портал данных, которые представлены в компактной форме, доходчивы и удобны в использовании.

Информация о надвигающемся наводнении сама по себе полезна, но мы также стремимся помочь людям разобраться в том, что происходит вокруг них, и предоставляем необходимую для принятия решений информацию.

Мор Шлезингер, менеджер по разработке программного обеспечения для Кризисного центра

Инфраструктура для наблюдения за типичными погодными явлениями, которые влияют на состояние рек и прилегающих затопляемых территорий, – это та область, в которой машинное обучение и искусственный интеллект могут оправдать вложенные в их развитие силы и средства, изменив жизнь людей к лучшему. Как отмечает Шлезингер, одновременное использование этих уникальных технологий и облачных вычислений позволяет эффективнее прогнозировать наводнения и оказывать помощь пострадавшим.

Получив оповещение о чрезвычайной ситуации в сезон дождей, жители подверженных наводнениям районов Индии должны успеть эвакуироваться за 24 часа. Кризисный центр и Google Research рассчитывают с помощью собранной на местах информации увеличить это окно до 72 часов. Если прогнозы будут поступать раньше и станут достаточно точными, чтобы жители пострадавших районов им доверяли, в перспективе больше людей смогут благополучно эвакуироваться из областей, где регулярно происходят наводнения.

Селла Нево и Вова Анисимов из Google Кризисного центра разговаривают с местными жителями в Индии Район бедствия на Карте ЧС
Измерение глубины индийской реки с лодки

Шлезингер видит дальнейшую задачу Кризисного центра в том, чтобы расширить географию применения разработанных его командой инструментов, объединить их и обеспечить удобный доступ к ним. Это поможет укрепить доверие к оповещениям и данным от Google.

Когда попадаешь в чрезвычайную ситуацию, ты должен очень быстро принять решение, от которого может зависеть твоя жизнь и жизнь твоих близких. Поэтому крайне важно иметь полную и четкую информацию о происходящем.

Мор Шлезингер, менеджер по разработке программного обеспечения для Кризисного центра

Наверх